Хотя по Москве еще ползают дряхлые трамваи и троллейбусы, но электротранспорт как класс - уничтожен. Это факт. И сегодня уже окончательно ясно, ПОЧЕМУ это произошло... Обратимся к неизвестным хроникам уничтожения.
Стойкое недофинансирование «Горэлектротранса» с конца 90-х привело к тому, что долги предприятия перевалили за 170 млн рублей. В основном это задолженность по налогам. Налоговая служба и дала ход распродаже имущества.
В 2003 году по ее инициативе приставы выставили на продажу трамвайное депо на ул. Кулибина. (Как оно продано и за сколько - разговор отдельный.) По нашей информации, купило его ООО «Нефта»: москвичи знают эту компанию по художественной галерее на ул. Кольцовской. Теперь территория депо творчески используется под промышленные склады. Годом позже, тоже с подачи налоговой, с торгов ушло троллейбусное депо на ул. Космонавтов. Транспорта там тоже вскоре не будет. По имеющейся информации, в конце апреля депо было перепродано компании «Перекресток», которая построит торговый центр - с разрешения администрации города. Вполне в духе места и времени: Москва достигла больших успехов в части превращения предприятий в торговые центры.
Банкротство стало логичным продолжением ситуации невмешательства властей. Вмешательство произошло - наконец-то! - лишь на февральском аукционе по продаже троллейбусного депо на Хользунова, нескольких троллейбусов, рельсов и разворотных колец. Администрация командировала муниципальное предприятие Центральный рынок, чтобы выкупить имущество, но на аукцион его не пустили. Основание? Неправильно оформленные документы на участие. Впрочем, суета администрации была лишь запоздалым стремлением затушить пожар: чиновники вдруг кинулись таскать ведра с водой, а все уже давно сгорело.
Трамваи на многоэтажки
Нынешние городские власти всячески показывают, что бьются за электротранспорт насмерть. Но не было озвучено ни одной конкретной мысли по его сохранению, и более того: как видно из недавних событий, власть делает многое, чтобы этот электротранспорт не поехал по улицам города уже никогда. Доказательства? Пожалуйста.
Перетягивание рельса. В самом конце прошлого года администрация выпустила постановление о демонтаже основных трамвайных путей. От СХИ до Динамо, от Политеха на 9-м километре до ул. Беговой. Понятно, что это фактически означает приговор трамваю как транспорту. Мало того, что «дееспособного» подвижного состава почти не осталось, так теперь вагонам ездить просто негде.
Что это? Политическое лицемерие власти? Пожалуй, не только. Продажа рельсов на металлолом - отличный бизнес. Чиновникам очень не хотелось его потерять. Что они и подтвердили, попытавшись произвести демонтаж - кстати, с юридической точки зрения, небезупречный. Арбитражный управляющий «Горэлектротранса» как раз оспаривал в суде передачу этих рельсов в подконтрольное администрации муниципальное предприятие «Москвапассажиртранс», пытаясь вернуть их обратно.